Исходя из данных стоматологических осмотров, известно, что дети дошкольного возраста (до 7 лет) уже в 20—26% диагностируют наличие кариозных зубов. У детей постарше (школьного возраста), ещё при медицинских осмотрах начальных классов, обнаруживают кариес постоянных зубов в 50-75% случаев. А в городах северного района страны показатели заболеваемости ещё выше. Поэтому следует отметить, что профилактические мероприятия лучше применять ещё с дошкольного возраста.
Организация и методическая работа по проведению мер профилактики в детских коллективах производится поэтапно.
- Первый этап — тщательность обследования группы детей, у которых зарегистрированы показатели заболеваемости (процентный показатель детей с кариесом)
- и интенсивности (показатели КПУз и КПУн) кариеса зубов, а также определение индекса гигиены и ТЭР-теста, с целью получения представления о состоянии ротовой полости и зубов у детей до момента проведения мер профилактики.
- Второй этап — включает в себя обучение медицинского персонала детского учреждения, родителей и детей навыкам ухода за ротовой полостью и зубами, а также контроля над уровнем гигиены ротовой полости, используя гигиенический индекс. Следует разъяснить персоналу, родителям и детям, какие задачи входят в планируемую профилактику и методику её проведения, а также объяснить, как проводить контроль над её общими результатами.
- Третий этап — выбирают схему комплексной профилактики, согласовывают ее с руководителями районного (городского) отдела здравоохранения, оформляют документацию (назначают ответственных и контролирующих лиц, производят подготовку регистрационных журналов для рационального использования лекарственных препаратов, а также заводят санационные карты для каждого ребёнка).
- Четвёртый этап — это мероприятия по реализации программы профилактических мер по уходу за ротовой полостью и зубами.
- Пятый этап — анализирование результатов эффективности мероприятий по профилактике. Такой анализ рекомендовано проводить каждые пол года, в исключительных случаях – 1 раз в год. В его основу входит отражение динамики индекса гигиены, ТЭР-теста, а также увеличение количества зубов и полостей, поражённых кариесом. Показатели отмечают индивидуально в санационной карте ребёнка. Так же регистрируют общее состояние ребёнка, наблюдение за которым ведёт педиатр, с помощью анализа информационных данных карт. Эти сведения дают возможность объективно проанализировать эффективность мер профилактики, способствуют произведению коррекции в их осуществлении и уточнении схемы работы.
Наиболее эффективным и менее трудоёмким является метод профилактики, включающий в себя введение противокариозных препаратов в уход за полостью рта и зубов у детей. С этой целью раз в 6 месяцев (в течение одного месяца) в рацион ребёнка вводят глицерофосфат кальция (500 мг), витамины группы В. Дозировку данных препаратов выбирают в соответствии с суточными дозами для профилактики у детей, которые утверждены Комитетом Фармакологии России. Глицерофосфат кальция вводят обычно в приём вторых блюд (за исключением молочных), а витаминные препараты — в третьи, непосредственно перед употреблением пищи. Помимо этого мед.персоналом детских садов и с родителями проводят работу по организации профилактических мероприятий, в том числе и ограничение по употреблению сладостей и наличию их дома, а также разучивают методику правильного ухода за зубами, используя лечебно-профилактические зубные пасты.
Долголетний опыт по проведению профилактики кариеса у дошкольников Москвы, Санкт-Петербурга, Львова, Одессы, Инты и множества других городов, с охватом медицинскими осмотрами более 70 тыс. детей, показывает, что уже через пару лет количество детей, имеющих кариес, сократилось до 10%. Это намного меньше, нежели в детских садах, где профилактика не проводилась (25—28%). Число, поражённых кариесом, постоянных зубов, также является меньшим у детей в профилактических группах. Прирост развития кариеса постоянных зубов у детей дошкольного возраста, получающих противокариозные добавки в пищу с возраста 3—4 лет, существенно меньше и составляет 0.20—0.25 зуба с кариесом и 0.25—0.30 кариозной полости на ребенка усреднённо в год. Причём эти показатели в сопоставленных группах дошкольников достигли 0.45 кариозных зубов и 0.51 кариозных полостей в расчёте на одного ребенка в среднем, что практически в два раза выше.
Важным является показатель среднегодового прироста количества постоянных зубов и полостей, поражённых кариесом, в расчёте на одного ребенка в среднем. Этот показатель в группах, где проводились профилактические мероприятия, составил в среднем от 0.12 до 0.20 на ребенка. При этом у детей сопоставляемых групп данный показатель достиг 0.30—0.32 на дошкольника в целом, что в два раза больше.
Относительно временных зубов, то эффективность профилактики была отмечена только в тех случаях, когда дошкольники получали в своём рационе противокариозные добавки на ранних сроках, т. е. с двух или трёхлетнего возраста. Интенсивность кариеса зубов при временном прикусе в данном случае достигала 40—45%.
По результатам профилактики кариеса объём санационных работ в ротовой полости уменьшился на 25—30%. Хотя объем лечебных мероприятий по-прежнему оставался на высоком уровне за счет количества работы по лечению кариозных временных зубов. Несмотря на то, что течение кариеса временных зубов более благоприятное, лечение его протекало медленнее. Отмечено, что число наложенных пломб в постоянные зубы снизилось примерно в 2—3 раза. Например, в детских садах сопоставляемой группы установили 0.11-0.17 пломбы, а в группах, где получали противокариозные добавки, показатель пломбирования составил 0.04—0.08.
В особенности это заметно по анализу первых моляров: количество первых моляров, поражённых кариесом, у дошкольников сравниваемой группы составило 6.5%, а у тех, кто получал профилактические медикаменты, их число превысило 3.4%. В результате комплексной профилактики отмечено значительное оздоровление. Заболеваемость сократилась практически в 2 раза. Судя посему, значимо не только уменьшение очагов локальной инфекции в полости рта, но и оздоровительное действие вводимых противокариозных добавок в рацион питания. Отметим, что по физическому развитию дети в обеих сравниваемых группах были равноценны.